Прелюдия к медицине будущего

Опубликовано 30.08.2016
Герман Кричевский   |   просмотров - 6245,   комментариев - 0
Прелюдия к медицине будущего

(отрывок из главы «NBICS-технологии в медицине» книги профессора Кричевского «NBICS-технологии для Мира и Войны»)

По вопросам приобретения полного текста главы «NBICS-технологии в медицине» обращаться к автору – профессору Кричевскому gek20003@gmail.com, т. 89104150850


Определимся с терминологией и целеполаганием.


Рисунок 1. Медицина – одна из наиболее успешных областей использования NBICS-технологий.

Начать более детальное рассмотрение теории и практики НБИКС-технологий стоит, пожалуй, с медицины. Медицина – одна из наиболее успешных областей использования NBICS-технологий, и именно в области медицины наиболее четко проявляется социальная составляющая комплекса знаний и умений, что трансформирует НБИК-технологии в НБИКС-технологии – кластер научных знаний, концентрирующийся вокруг Человека, как основного объекта и субъекта инноваций с тем, чтобы повысить его физические возможности, усилить интеллект, значительно продлить продолжительность его плодотворной жизни и целенаправленно изменить не столько человеческий облик отдельного индивидуума, сколько всего человеческого сообщества в целом. Без кровопролитных войн и разрушительных революций поднять человечество на новую ступень развития, где наконец-то будут реализованы чаяния всех нас о мире, где царит справедливость, торжествует истина, человек человеку друг, товарищ и брат. Ну, в общем, где никто никого не ест, потому как еды и так хватает, а основное занятие людей – не завоевание места под солнцем, а творение новых солнц. Чтоб всем места хватило, а сила тратилась на благие дела. А пока что в нашем мире силы уходят в бессилие: у нас, человеков, не сильный давит слабого, а слабый давит еще более слабого. Сильному нет нужды давить других, чтобы доказать всем, что он крут. Его сила в нем самом, что никому и никак доказывать не надо. Сила сильного проявляется в помощи менее сильным. Сила слабого демонстрируется в подавлении еще более слабых.

Но то все философия завтрашнего дня. Если обратиться к реалиям дня сегодняшнего...

Во-первых, следует определиться с терминологией. Так уж сейчас принято, что отдельные области современной медицины выделены в некую подпозицию, называемую «наномедициной».

Рисунок 2. Так уж сейчас принято, что отдельные области современной медицины выделены в некую подпозицию, называемую «наномедициной».

Тут необходимо иметь в виду, что не следует рассматривать нанотехнологии в отрыве от всего научно-технического прогресса: Шестого технологического уклада, главного тренда первой (а может и далее) половины XXI века – от NBICS-технологий. Нельзя нано обособлять от био, инфо, когно, социо-технологий, поскольку они образуют единый (конвергенция) научно-практический кластер. При этом возникают эффекты синергетики (1 + 1 > 2) и одновременно неопределенности (технологическая сингулярность). Но и этот кластер – не самоцель. Целью является решение глобальных и частных социальных проблем (социальные технологии). Этим путем идут развитые и динамически развивающиеся страны. У нас все эти направления разрознены (как и вся наука), атомизированы. А поскольку термин «наномедицина» прижился как в научном, так и в околонаучном мире, то он по тексту будет использоваться для выделения специфических сфер достижений медицины.

Во-вторых, выше по тексту уже поминались такие понятия как «трансгуманизм» и «сингулярность». Хочется только отметить, что во многих странах, и в России, в том числе, созданы общества трансгуманизма (под различными названиями), издаются журналы, проводятся международные конференции по этому направлению.

Рисунок 3. Во многих странах, и в России, в том числе, созданы общества трансгуманизма (под различными названиями)

В сообществе трансгуманистов (философов, физиков, математиков, фантастов) нет сомнений в приближении человеческой цивилизации (конечно, не всей сразу) к технологической сингулярности (неопределенности) и наступлении начала трансгуманизма. Споры идут о времени начала трансгуманизма, которое обозначают в широком диапазоне 2020-2045 годы. Ну, в общем, совсем скоро по историческим меркам.

Согласно «правильной» оценки трансгуманистов, главную роль в приближение этого «светлого» будущего играет конвергенция NBICS-технологий, синергетика, в результате которых скорость реализации результатов внедрения новых технологий во всех сферах жизни будет настолько высокой (большинство сходится, что скорость будет иметь характер близкой к экспоненте), что дальнейшее развитие цивилизации будет непредсказуемым (сингулярность). Результатом будет возможность создания киборгов, соединение человека с машиной и машины с человеком, создание искусственного интеллекта равного человеческому и превосходящего человека, создание на нано и молекулярном уровне роботов, производящих ремонт, чистку, постоянное омоложение организма человека, даже появится возможность целенаправленно изменять облик человека и многое другое (трансгуманизм).

Рисунок 4. Соединение человека с машиной и машины с человеком.

Я верю в то, что мы подошли вплотную к эпохе трансгуманизма и технологической сингулярности, что многое из вышесказанного произойдет, что-то окажется на обочине, а о многом мы еще и не догадываемся. Кто следит за успехами в мире NBICS-технологий, тот может увидеть, что часть из того, что предсказывают трансгуманисты, уже происходит на уровне пилотных и даже промышленных решений. Огорчает, а может кого-то и радует, что Россия не находится в этом тренде, а все сильнее опускается в какое-то странное состояние, в какое-то средневековье, по крайней мере по отношению к науке и образованию значительной части населения, государства и его руководства.

Рисунок 5. Россия все сильнее опускается в какое-то странное состояние, в какое-то средневековье, по крайней мере по отношению к науке и образованию.

А ведь без современных междисциплинарных науки и образования Россия отодвинулась, сама, без каких-то происков внешних врагов, на обочину мировой цивилизации и будет опускаться еще ниже при нынешнем подходе властей и бизнеса к науке.

Очень грустно и обидно, поскольку ресурсный человеческий потенциал у нашей страны огромный. Но это только потенциал, который не удается использовать из-за того, что не извне, а сверху нам навязан (а мы не сопротивляемся) феодально-государственный капитализм. Этой гибридной формации и ее создателям не нужна современная наука и образование, нужны «полезные» для них ископаемые и «послушный» им народ. «И Вы, мундиры голубые, и, Ты, послушный им народ» (А. С. Пушкин).

Вот и получается, что вместо того, чтобы с передовыми и развивающимися странами в науке, образовании, современной глобальной индустрии объединиться и двигаться к трансгуманистическому обществу, наши начальники очень далекие от науки и образования с нашего молчаливого согласия взяли в основу внешней и внутренней политики экстенсивные методы, не пригодные в XXI веке, и тормозят совместно со странами-изгоями не только весь цивилизованный мир, но и отбрасывают нормальное развитие России на многие годы назад в гибридный феодально-государственный капитализм.

Деформированное неразвитое сознание общества, безмерная, безграничная жадность «элиты» в какой уже раз не позволяют России занять достойное, заслуженное место в ряду стран, двигающихся с помощью технологии знаний к мирной созидательной жизни. Без разумной (у нас нет никакой) промышленной политики, предусматривающей создание заново современных перерабатывающих, а не добывающих (их тоже следует сделать современными) предприятий, никакие инновации, в том числе NBICS-технологии, реализовать не получится. В лучшем случае все уйдет «за бугор».

А нам сейчас надо не просто в мировом фарватере высоких технологий следовать за лидерами, а обходить их на технологических поворотах. Для того надо для начала определиться, где мы можем круто обойти лидеров. Это может сделать экспертное сообщество, но у нас его как такового нет. Есть отдельные группировки неплохих специалистов, работающие на своих заказчиков. А без грамотной независимой экспертизы проектов инвестиции в них обратятся в прах и пепел.

Рисунок 6. Вложение денег в высокие технологии при отсутствии независимого научного экспертного сообщества.

Инновации, в том числе и в наномедицине, были бы востребованы, если бы в России была, к примеру, современная отечественная медицинская промышленность. Вместо промышленности у нас имеется Министерство промышленности. Инвестировать в разработки в области медицины не имеет большого смысла, пока нет промышленной платформы, где эти технологии можно было бы использовать, хотя отдельные примеры существуют. Это не вина ученых и инженеров, а беда системы.

Ученые у нас свое дело делают, да только чтобы их дела на промышленный уровень вышли и на жизни каждого из нас отразились, должна быть создана инновационная инфраструктура, жадно впитывающая все новое, где бизнесмена не в бок толкать приходится, а тормозить, когда он из рук рвет еще сырую идею, чтобы с товаром на ее основе первым на рынок выйти, конкурентов с носом оставив. У нас вместо этого среди тех, кто по долгу службы инновациями должен заниматься, инновационное рукоблудие процветает – масса удовольствия от самого себя при занятии инновациями при полном отсутствии плодов их реализации. Одни только томные вздохи, о том, что изобретатели не то изобретают, инвесторы не туда инвестируют, производители не то производят. Под эти страстные причитания бюджетные деньги прячутся в карман и растворяются в массе земных удовольствий, ничего общего с инвестициями в инновации не имеющих.

Рисунок 7. Вложение денег в высокие технологии при отсутствии контроля за их использованием.

Но пора заканчивать лирическое отступление и обратиться к теме данной главы – НБИКС-технологиях в медицине. Медицина – область решения социальных проблем, и результаты работы для нее, то есть для людей, морально оправдывают и поддерживают тех, кто на медицину работает. Это не новое ­– это каждодневная реальность.

Впереди у медицины еще очень много нерешенных задач, особенно в области защиты человека от всяких опасностей и рисков, для лечения больных, организации ведения здорового образа жизни. Про то, как эти задачи можно решить с помощью НБИКС-технологий и пойдет речь в этой главе. А поскольку я по образованию химик-текстильщик, мне простительно даже в таком море-океане как медицина обращаться к любви своей молодости. Поэтому начнем с применения в медицине текстильных материалов, создаваемых не без помощи НБИКС-технологий.   


По вопросам приобретения полного текста главы «NBICS-технологии в медицине» обращаться к автору – профессору Кричевскому gek20003@gmail.com, т. 89104150850


Комментарии:

Пока комментариев нет. Станьте первым!