Как начать что-то делать для себя и для людей

Опубликовано 10.08.2016
Герман Кричевский   |   просмотров - 5946,   комментариев - 0
Как начать что-то делать для себя и для людей

Г .Е .Кричевский, член ЦП НОР, профессор, д.т.н.

Н. Д. Олтаржевская, член НОР, профессор, д.т.н.

Зачем мы решили написать эту статью? У каждого из нас, будучи авторами книг, монографий, многочисленных статей – причины две. Первая – показать молодым участникам портала, что можно благодаря профессиональной компетенции, опыту, инициативе честно добиваться результатов не только в науке, но и в ее практической реализации в самых сложных условиях, почти без помощи государства, даже при его постоянном, пристальном «внимании».

Вторая причина – пропустить через свою субъективную память события за последние годы, события персональные, личные, профессиональные на фоне тектонических изменений в мире и стране.

И еще один момент, который сподвиг к опубликованию этой статьи здесь на портале. Лично меня очень расстроил и обидел комментарий Николая Перепелкина к моему блогу о нашем портале, где комментатор чохом обвинили всех советских и российских­ ученых в развращенн­ости. Наверное, все-таки не такой, как развращенность чиновников­ всех уровней, олигархов­ и т.д., но все равно обидно.

У нас у ученых и так хватает недоброжел­ателей. А разве не ученые и не инженеры создали и космическу­ю технику, и оборонный, и мирный атом? Я лично создавал костюм для первых космонавто­в и сейчас многое делаю для отечествен­ной медицины. А в чем вклад всякого рода критиканов, которые огульно охаивают все, что было сделано советскими и российскими учеными?

Впрочем, даже если вклада нет, всяк имеет право ругать нас. Только надо понимать, что объединившись с «юридическим» руководством страны в нелюбви к ученым, этот всяк нанесет большой вред России.

Да, меняться надо всем, к чему призывают сторонники реформ.­ Только для начала не мешало бы начать с самих себя.

А положительных примеров конкретног­о вклада отечествен­ных ученых в практику немало. Далеко ходить не надо. Замечатель­ный пример – наш президент НОР В. А. Быков и его замечатель­ная команда зеленоград­цев. Да и ваш покорный слуга тоже внес свой посильный вклад в практическую реализацию научных идей, о чем и идет речь в этой статье

К моменту распада СССР в моей жизни было все достаточно успешно. Я был заведующим одной из самых больших кафедр Московского текстильного института. При кафедре успешно работала большая отраслевая лаборатория, еще две лаборатории («Квалитекс» и рентгеноструктурного анализа), два филиала кафедры, одна в отраслевом НИИ, другая на производстве, за работы в области катализа кубовых красителей была получена Госпремия. И т.д., и т.д., и т.д.

Начинается перестройка и дальнейшие известные события. Я присоединяюсь к требованиям академика Андрея Дмитриевича Сахарова об отмене приснопамятной 6-ой статьи советской конституции. Памятка для молодых: 6-ая статья утверждена КПСС в качестве единственной руководящей и направляющей партийной структуры во всех сферах жизни СССР. Это было де-юро и де-факто. Сейчас «Единая Россия» почти де-факто клон от КПСС. Не идеологически (у нее нет никакой идеологии, кроме как быть у власти), а по административному ресурсу, т.к. в ней состоит почти вся администрация от самого верху до самого низа. Моя позиция по поводу 6-ой статьи, а еще и выборы депутатом от демократов в самый антисоветский Октябрьский районный Совет г. Москвы партийным руководством района и ректором были встречены в штыки и на очередном прохождении по конкурсу на третий срок заведующим кафедрой я был забаллотирован большинством голосов с единственной негативной оценкой в работе – «не проводит политику партии и правительства в воспитании студентов». Вот до этого мы еще не дошли и надеюсь – до этого не дойдет. Пришлось оставить кафедру (10 лет руководства), организованные лаборатории, филиалы кафедры, выращенных учеников и работающих аспирантов. Замечу без злорадства, что очень скоро от этих структур почти ничего не осталось.

Я перешел работать в родственный ВУЗ – Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности. Большая часть моих учеников и аспирантов пришли работать ко мне, где я более 20 лет руковожу кафедрой, выпускающей инженеров химиков технологов по производству химических волокон, пленочных материалов и химиков-колористов.

Депутатом я поработал менее года, понял, что это не «моё» и что это мешает решать профессиональные задачи.

В 1991 г. по моей инициативе была создана (впервые в России, СССР и РФ) общественная организация – Российский Союз химиков текстильщиков и колористов (РСХТК), президентом, которого я являюсь. Этот союз является членом подобных международных организаций (Американская ассоциация химиков-колористов ААТСС – существует более 100 лет, одна из богатейших общественных организаций США; Королевское (Англия) общество химиков текстильщиков и колористов RSDC – существует более 300 лет). РСХТК – аналитическо-просветительская организация (издает журнал, книги, проводит конгрессы, конференции, семинары).

Регистрация этого Союза проходила одновременно с регистрацией молодых партий молодой РФ. Параллельно с нами оформлялась ЛДПР. Их зарегистрировали за 2 недели, а нас за 8 месяцев. «Своим все, остальным по закону». Но мы все правила регистрации прошли и до сих пор существуем (21 год).

С 1991 г началась деиндустриализация перерабатывающих отраслей промышленности бывшего СССР. Текстиль лег на бок (потеря объема на 75% до сих пор не восстановлена). Набор в технические ВУЗы (в том числе текстильные) сильно упал, инновации новым хозяевам фабрик и заводов не нужны. И ругать их бесполезно. Например, хозяину текстильного предприятия хотя бы концы с концами свести. Хлопок в других странах (бывших республиках СССР), красители производят за рубежом, оборудование (его никогда и при советском власти отечественного не было) старое, очень старое. Все самые новые текстильные фабрики, построенные в советское время в национальных республиках (средняя Азия, Прибалтика, Белоруссия, Молдавия) стали зарубежными и нашими конкурентами.

Надо было выстраивать свою профессиональную жизнь с учетом и в этих обстоятельствах.

Не буду вскрывать причины деиндустриализации советской промышленности. Я об этом много раз писал, в том числе в центральной прессе и доносил мой анализ и рекомендации до предыдущего президента. Он фактологией воспользовался, но дальше ничего не пошло.

Я давно понял, что я ничего изменить глобального в этом вопросе не могу, но могу делать конкретные полезные дела. Вот о них и поговорим.

Надо было найти свою нишу, все же связанную с текстилем и новыми – а новое это, зачастую, хорошо забытое старое – областями использования текстиля. Такая ниша нашлась. Назовем её «медицинский текстиль» (медтекстиль). Почему она?

Во-первых, потому что продукция такого рода не требует большого количества текстиля. Это не одежда, не домашний, спортивный, военный текстиль, где требуется массовое производство, и наша текстильная промышленность не потянет (75% фабрик прекратили свое существование и превратились в пакгаузы, торговые центры, развлекательные заведения). Санкт-Петербург и Москва почти полностью освободились от производства текстиля и одежды, но потребляют их на миллиарды долларов в год.

Во-вторых, медицина широко использует текстиль в небольших объемах во всех его ипостасях (ткани, трикотаж, нетканка) и для очень разнообразных целей (защитная одежда и белье для медперсонала и больных, раневые покрытия, разнообразные имплантаты: искусственные сосуды, хрящи, мышцы, раневые покрытия и т.д.).

В-третьих, решение проблем производства медицинского текстиля требовало одновременно знаний технологии всех химий, материаловедения, технологии производства текстиля всех видов и, прежде всего, химической технологии и интереса к медицине и к людям. Все это было.

НИИТМ (текстильных материалов) в советское время специализировался на направлении медтекстиля, а профессор Н. Д. Олтаржевская работала там замдиректора по науке и возглавляла одно из направлений.

Медицина – область решения социальных проблем и результаты работы для нее, т.е. для людей, морально оправдывают и поддерживают тех, кто на медицину работает. Это не новое ­– это каждодневная реальность.

Это сейчас, больше чем через 20 лет, можно все объяснить, а тогда это было больше на интуитивном уровне. Но это не главное. Мы ввязались в бой. Организовали малое научное предприятие НПО «Текстильпрогресс» инженерной Академии наук и в качестве основной цели определили разработку технологии, постановку на производство, производство и реализация. Раневых лечебных покрытий нового поколения (депо-материалы). Понятно, что такая структура требовала следующих подразделений: исследовательская лаборатория, производство, отдел стандартизации, отдел реализации. Во всех отделах, кроме реализации, работают наши ученики: бывшие студенты – отличники, аспиранты, кандидаты и доктора наук. Правильнее сказать – научная школа двух руководителей.

На первом этапе становления фирмы оба руководителя работали грузчиками, водителями, снабженцами, выполняли помимо исследовательской черную рутинную работу.

Нельзя сказать, что мы полностью от черной работы избавились. Тут особенности малых научно-производственных организаций и фокусы нашей отечественной экономики: хозяин – руководитель должен подбрасывать в «топку» каждый день «уголька». Вспоминается старый советский анекдот из серии «Вопросы армянского радио»: «Какой ад лучше? Социалистический или капиталистический? Конечно, социалистический! То угля не завезут, то кочегар напьется!».

Отечественное производство, особенно малое, особенно научно-производственное, особенно производящее конкурентную медицинскую продукцию (требует особых разрешений и дорогих токсикологических и климатических испытаний), существует абсолютно ВОПРЕКИ реальной жизни, в нарушении второго закона термодинамики, который на бытовом, обывательском языке означает, что «чудес не бывает» (чл.-кор. РАН Е. А. Гудилин).

За 21 год существования нашего производства оно прошло эволюционное развитие, т.е. образовалось три малых предприятия:

- научное исследует и разрабатывает новые технологии;

- технологическое доводит технологии до производства и запускает её;

- коммерческое структура, реализующая продукцию.

Одним из принципов нашей работы – производство продукции только по нами разработанной технологии. Научное ядро, принцип нашей универсальной технологии – создание депо лечебных материалов. В этой части наши работы прошли три этапа развития (эволюции).

Первый этап. Создание лечебных депо материалов на текстильной основе с использованием текстильной технологии печати.

Текстильный материал рассматривается как бипористый (микро, нано, ангстремные размеры пор) сорбент с очень развитой системой пор (1 г хлопка имеет внутреннюю площадь ~ 100 м2). Загоняйте в этот объем, сажайте на эту активную поверхность любой химической природы и функциональности частицы от микро- до нано- и даже ангстремной размерности частицы. Чем не микро-, нано-, ангстремные технологии? Этим и занимаемся! Технология универсальная. По этой технологии производится более 20-ти видов лечебных материалов на текстильной основе с гемостатическими, антимикробными, анестетическими, ранозаживляющими, цитостатическими, протектирующими от излучения свойствами. Области применения этих лечебных депо материалов хирургия, дерматология, стоматология, онкология, гинекология и др. На все надо получить разрешения, и это сделано!

Отвлекусь на реалии, связанные с организацией официально ведущей в области нано компании – РОСНАНО. Когда её создали по указанию старого-нового президента (создавать науку сверху контрпродуктивно), то мы наивно подумали, и нам все советовали – выдвигайте свой проект в РОСНАНО, вам туда дорога. Но всем известно, куда ведут дороги с благими намерениями. Затратили огромное время на оформление заявки, начали проходить различные этапы экспертизы. Говорят: «Всё у вас хорошо, ребята! Замечательная практика и наука и патенты. Но, мало нано! Мы вам подберем соисполнителей и нано станет достаточно. Еще мы вам подберем инвестора, который, как мы поняли, вместе с РОСНАНО станет хозяином всего, что мы делали 20 лет». Мы подумали, подумали и решили остаться маленькими, но самостоятельными. В РФ есть критическая масса успешности, после которой ты становишься лакомым кусочком для криминального или государственного рейдерства.

А теперь о нано и медицине (и шире). Какая разница больному, если ему оказана эффективная помощь, то, сколько в этой помощи % нано. Чушь какая-то!

Много раз говорил, что контрпродуктивно обособлять, выделять, фетишизировать нано глупо. Только в комбинации с другими составляющими NBIC, с химическими и социальными технологиями проявляется синергизм. Мы очень, как и другие наши коллеги, рады, что у нас не произошел роман с РОСНАНО (очень опасный кавалер!).

Второй этап связан с фокусировкой наших работ на онкологии. В ней большое место занимают опухоли поверхностного залегания, например, рак кожи груди, шеи и др. при их лечении очень эффективны наши лечебные аппликации. Широко используемые в лечении поверхностной онкологии. Но эти аппликации с цитостатиками, протекторами лучевых ожогов не пригодны при опухолях желудка, простаты, мочевого пузыря, внутренних патологий. В связи с этим и с поставленной перед нами врачами-онкологами задачей, мы приступили (~ 5 лет тому назад) к производству другой формы лечебных депо материалов – гидрогелей на основе природных полимеров с онкологическими препаратами. Прошли все необходимые испытания, получили разрешение, и сегодня выпускаем более 10-ти видов гидрогелевых лечебных депо материалов, используемых в большинстве онкологических лечебных учреждений при лучевой и химиотерапии и в онкохирургии.

Третий этап (начался год тому назад) – это разработка технологии, получение разрешения и выпуск новой третьей формы депо материалов в виде таблеток дегидратированного геля на той же полимерной основе и с теми же лекарственными онкологическими препаратами. Необходимость такой выпускаемой формы продиктована также медиками, медицинской практикой. Такие своеобразные мягкие таблетки хороши, эффективны при лечении онкологических патологий в ротовой полости, в онкологии и других случаях. Получена положительная оценка головных онкологических центров этой формы нашей продукции. Идем дальше.

Разработка всех трех форм депо материалов (аппликации, гидрогели, гелевые таблетки) потребовала использование последних достижений практически всех химий (физической, коллоидной, органической, неорганической, аналитической, биохимии), нано, биотехнологий, материаловедения, медицины, текстильных технологий. Эта междисциплинарность потребовала участие в работе специалистов всех этих направлений, создание временных творческих коллективов, нахождения общего понимания, разумного финансирования и мотивации, жесткой исполнительной дисциплины.

Наши работы выполняются по программам департамента Здравоохранения г. Москвы, по отраслевым и целевым программам Минпромторга, реализуется на территории РФ, но часть (пока небольшая (~5%)) в странах СНГ, Германии, США.

Как известно, рядом с медициной, примыкает к ней боком косметика. Она должна украшать человека, но не быть вредной и поэтому она проверяется не меньше чем медицинские средства. В некоторых случаях косметика даже выполняет и лечебные функции. Например, лечение проблемной кожи лица.

В наших исследованиях, в технологии, в производстве, как неглавное, боковое ответвление присутствует косметика в форме масок (в том числе лечебных) на текстильной основе. Технология такая же, что и в случае лечебных аппликационных депо материалов. Только вместо лекарств в полимерную композицию входят специальные косметические средства и сама текстильная матрица, её геометрия, структура специального разработана для эффективного косметического эффекта. Эти маски выпускаются разнообразного ассортимент для разного вида кожи и возраста. К сожалению, эти косметические маски с хорошим косметическим эффектом пользуются бóльшим спросом в США, чем в России. Причина – полное заполнение нашего внутреннего рынка китайской (дешевая ценовая ниша) и французской (дорогая ценовая ниша) продукцией. Для раскрутки этого вида нашей продукции необходимы большие финансовые затраты, а мы не хотим отвлекаться от нашего главного направления – медицины.

Скромные успехи в разработке технологии и выпуске нашей продукции уже более 20-ти лет были бы невозможны без теснейшего сотрудничества с видными, ведущими медиками страны.

Возвращаясь к началу, скажем, что этот текст в основном адресован молодым. На них основная надежда. Молодые, попробуйте ваши успехи в науке переосмыслить через призму практического использования. Начинайте с малого, постарайтесь обойтись без участия государства. Создайте для начала малую команду единомышленников, малую научно-производственную фирму. Это возможно для всех и начинайте что-то производить. Пускай на коленке, в гараже, подвале, квартире, то, что никто не производит. Недорогое. Копите доход и постепенно совершенствуйте производство, расширяйте ассортимент. Не гонитесь за сверхприбылью, она бывает только у жуликов, наркобаронов, нефтяников и газовщиков, торговцев живым товаром. Достойно и полезно для себя и для общества можно работать, не имея сверхприбыли. Зарабатывайте для себя, для семьи, не обижайте нанятых работников. Как говорил (может не точно) один из президентов США: «Кто работает на себя, на свою семью, то работает и на Америку». Этот принцип хорош и для России.

Литература:

Г. Е. Кричевский. Нано-, био-, химические технологии и производство нового поколения волокон, текстиля и одежды. М., 2011 г. 528 с.

Сайт http://www.coletex.ru/

Сайт http://himtex.org/


Комментарии:

Пока комментариев нет. Станьте первым!