Габриелян Олег Аршавирович
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Россия,
gabroleg@mail.ru
Сулейменов Ибрагим Эсенович
Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан,
esenych@yandex.ru
В настоящее время уже не вызывает сомнений, что сознание человека имеет дуальную природу: в нем одновременно присутствуют и индивидуальная, и коллективная составляющие. Доказательства этому на основе нейросетевой теории ноосферы даны в работах [1-3], причем уже имеются и независимые экспериментальные подтверждения [4] данной концепции. Из вывода о дуальной природе сознания человека вытекает вывод о существовании надличностного уровня переработки информации [2,3]. Этот вывод заставляет кардинально пересмотреть существующие воззрения на социально-экономическую роль искусственного интеллекта (ИИ).
В текущей литературе представлены, как правило, две противоположные точки зрения на роль ИИ в дальнейшем развитии цивилизации. Одна из них условно может быть названа апологетической. Ее сторонники настаивают на том, что ИИ может взять на себя выполнение рутинных операций, шире – сделать то, что в период Первой промышленной революции сделало внедрение машин в широкое использование, т.е. повысить производительность труда, в том числе интеллектуального. Тезисами такого рода широко пользуются представители противоположной (условно – алармистской – точки зрения), утверждающие, что ИИ может вначале сделать ненужными целый ряд профессий, а после – кардинально трансформировать сущность сознания человека, причем настолько, что допустимо говорить о дегуманизации.
На наш взгляд, ни та, ни другая точка зрения в полной мере не отражают возможности ИИ в части его влияния на общество. Аргументировать это можно на основе анализа взаимодействия человека с надличностным уровнем переработки информации. Механизм формирования данного уровня можно пояснить следующим образом. Такие информационные объекты как интеллект и сознание человека порождаются обменом сигналами между нейронами головного мозга. Однако, любое общение между индивидами физически также сводится к обмену (опосредованному языком и речью) сигналами между нейронами, но только принадлежащими к различным индивидам [2, 3].
Следовательно, коммуникации между индивидами приводят к формированию глобальной нейронной сети – ноосферы. Более того, данный вывод позволяет говорить о существовании инфокоммуникационной среды как объективной реальности [5]. Существование надличностного уровня переработки информации определяет, в том числе, и дуальную сущность интеллекта и сознания человека. Нейронная сеть, порожденная головным мозгом индивида, физически является только относительно самостоятельным фрагментом объемлющей нейронной сети - ноосферы. Как показано в [3], есть все основания полагать, что взаимодействие между личностным и надличностным уровнями переработки информации было весьма выраженным в период до становления индивидуального сознания, но сохраняется и сейчас. Подчеркнем еще раз, что в литературе уже описаны эксперименты, непосредственно подтверждающие существование надличностного уровня переработки информации [4].
Проявлениями такого взаимодействия являются творческие озарения, существование интуиции и т.д. [6]. Это позволяет утверждать, что существование надличностного уровня переработки информации представляет вполне определенный ресурс, которым можно и нужно научится пользоваться, как минимум, для повышения эффективности (а точнее – кардинальной модернизации) высшего образования [7]. Как подчеркивалось в цитированной работе [7], возрастающий объем информации, который должен усвоить молодой ученый для того, чтобы стать профессионалом своего дела, постепенно приближается к критическому уровню[8].Существует предел, который может усвоить мозг индивида. Далее необходимо изыскивать иные средства, что и заставляет обратить самое пристальное внимание на ресурсы надличностного уровня переработки информации, в частности на ресурсы профессионального коллективного сознательного и коллективного бессознательного [9]. К коллективному сознательному мы относим, тот объем знаний, который доступен рациональному освоению. Например, научные теории. К профессиональному коллективному бессознательному мы относим, на порядок более сложную надличностную структуру, в которой формируются неявные для человеческого интеллекта связи и отношения. Механизм формирования профессионального коллективного сознательного и коллективного бессознательного можно раскрыть следующим об-разом. Коллективное бессознательное заведомо формируется на надличностном уровне переработки информации, в противном случае оно не было бы коллективным. Можно отметить, что нейросетевая теория ноосферы [5] позволяет последовательно раскрыть сущность коллективного бессознательного.
Примем во внимание, что надличностный уровень переработки информации формируется в межличностных коммуникациях. Эти коммуникации сложным образом структурированы (что отвечает марксисткой трактовке человека как совокупности общественных отношений). Соответственно, структурированным является и коллективное бессознательное, его частью является профессиональное коллективное бессознательное. Это возвращает нас к социально-экономической роли ИИ. Как отмечалось в работе [10], существует вполне определенная иерархия информационных объектов, одну из высших ступеней в которой занимает интеллект человека. Его существование неотделимо от существования человеческого сознания, механизмы формирования которого остаются пока неизвестными.
Соответственно, вопрос о том, какие конкретно программные продукты можно относить к ИИ, а какие – нет, является беспредметным, широко толкуемым. Коль скоро неизвестно, что представляет собой интеллект как таковой, бессмысленно пытаться создать классификацию систем, претендующих на то, чтобы называться ИИ, тем более в смысле сильного ИИ. Это утверждение не исключает конвенциональные допущения по этому вопросу. Этот вывод, однако, носит общеметодологический характер. Общественное сознание уже усвоило термин ИИ безотносительно к возможности последовательного обоснования данного понятия. Его восприятие носит преимущественно интуитивный характер, и именно в таком качестве его и оправдано анализировать с точки зрения потенциального влияния на общество.
Каким бы «слабым» не был ИИ, он уже способен выполнять вполне определенную социальную функцию – обеспечить максимально плотное взаимодействие индивида с информационно-коммуникационной средой, что уже и реализуется на практике (селективная реклама и т.д.). Именно на этом уровне ИИ и воспринимается массовым сознанием. Парадоксально, но с нашей точки зрения, именно такое – во многом интуитивное – восприятие ИИ и отражает его наиболее позитивную социально-экономическую функцию. То, что сейчас называется ИИ, строго говоря есть не более чем «периферия» (в том смысле, в котором этот термин употребляют специалисты в области компьютерных наук) человеческого сознания.
Совершенствование ИИ – во всяком случае до тех пор, пока не будут раскрыты механизмы функционирования сознания человека – заведомо будет относится к «периферии» в указанном выше смысле. Перспективнее другое. В социальном смысле ИИ будет и дальше развиваться в плане трансформации и повышения эффективности взаимодействия индивида с информационно-коммуникационной средой. В этом смысле ИИ уже во многом занимает уникальную нишу – нишу «посредника» между надличностным уровнем переработки информации и сознанием/интеллектом индивидов. Именно в этом качестве он обещает уникальные возможности.
Поддержка исследования. Данное исследование финансируется Комитетом по науке Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (грант № AP14870416).
Библиографический список
1. Suleimenov, I. E., Vitulyova, Y. S., Bakirov, A. S., &Gabrielyan, O. A. (2020, April). Artificial In-telligence: what is it?.In 6th International Conference on Computer and Technology Applications(pp. 22-25).
2. Suleimenov, I.E., Gabrielyan, O.A., Massalimova, A.R., Vitulyova, Y.S. World Spirit form the standpoint of modern information theory. European Journal of Science and Theology. – 2024.–№20(1). – P. 19–31.
3. Massalimova A, Suleimenov I., Gabrielyan O., Vitulyova Y. The evolution of consciousness from the point of view of modern theory of information and telecommunications. Adam Alemi. –2024. –№100(2). –P.40–51. https://doi.org/10.48010/aa.v100i2.551
4. Pick, H., Fahoum, N., Zoabi, Detal.Brainstorming: Interbrain coupling in groups forms the basis of group creativity. Commun Biol7, 911 (2024). https://doi.org/10.1038/s42003-024-06614-7
5. Габриелян, О.А., Сулейменов, И.Э. Теория сложных систем: ноосферный контекст. – Симфе-рополь: Издательский дом ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вер-надского», 2023. – 168 с.
6. Сулейменов И.Э., Габриелян О.А., Масалимова А.Р., Шалтыкова Д.Б., Витулева Е.С., Матра-сулова Д.К. Вопрос о существовании «ментального тела» с точки зрения проблем философии //Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии. – 2023. – Т. 84. – №. 3. –С.4.-14.
7. Габриелян О.А., Сулейменов И.Э., Габриелян А.М. Современные социальные тренды процес-сов обучения как трансформация интеллекта: нейросетевой подход // Социально-политические науки. – 2023. – Т.13. –№1. – С. 64-73.
8. Вигнер Е. Этюды о симметрии. – М.: Изд-во «Мир», 1971. – С. 170-181.
9. Мун Г.А., Сулейменов И.Э., Габриелян О.А., Витулёва Е.С., Кабдушев Ш.Б., Косцова М.В., Гришина А.В., Шалтыкова Д.Б. Высшее образование в цифровом обществе: использование ресурсов профессионального коллективного бессознательного // Известия НТО «Кахак». – 2021. – № 2(73). – С. 4-37.
10. Suleimenov, I. E., Gabrielyan, O. A., Bakirov, A. S., &Vitulyova, Y. S. (2019, October). Dialec-tical understanding of information in the context of the artificial intelligence problems. InIOP Confe-rence Series: Materials Science and Engineering (Vol. 630, No. 1, p. 012007). IOP Publishing.